Экологичность государственных закупок должна быть главным критерием

Екологія, Економіка | 12:00, 3.11.2020
 Поділитися

Поділитися в

Электронные госзакупки за время своего существования во многом изменились, но 1 августа 2016 государственные заказчики успели наработать определенные ограничения и «плохие привычки» в своей работе. Поэтому, ориентир на самую низкую цену при выборе победителя торгов является не только непрактичным, но и часто становится причиной нерационального использования государственных средств. При таких условиях, коррупционная составляющая лишь усиливает свое «корни».

Согласно статье 22 новой редакции Закона «О публичных закупках», заказчик вправе применять неценовые критерии при анализе предложений участников. Несоответствие таким дополнительным требованиям, указанным в тендерной документации, может привести к отклонению предложения независимо от его цены. Но такой подход требует дополнительной ответственности со стороны заказчика.

При формировании тендерным комитетом технических характеристик относительно предмета закупки за государственные средства, должны присутствовать ссылки на международные или национальные стандарты, а также нормативно-правовые акты, которые регулируют, для практического обоснования сути и предупреждения дополнительных вопросов со стороны поставщиков. Примером такого требования, например, есть ориентир на экологичностьпредмета закупки к окружающей среде во времена, когда цивилизованные страны осознают и пытаются решать проблемы планетарного масштаба.

Печальной является практика, когда заказчик определяет базовые характеристики продукции и не учитывает неценовые критерии, которые имеют вес не только для конечного пользователя, но и для окружающей среды, в то время как условия изготовления указанного продукта, например, напрямую влияют на экологию. Зато, внедряя применение дополнительных критериев, устанавливающих требования к функциональности продукта, энергоэффективности, целесообразного использования водного ресурса или его экологичности к человеку и природе, рациональной утилизации отходов человеческой жизнедеятельности, – обеспечит нас здоровыми условиями жизни и дальнейшее развитие «человека разумного».

Важные экологические «акценты», согласно государственной экологической политике Украины, нужно расставлять при проведении строительных и реставрационных работ для уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Рациональное использование техники для уменьшения загрязняющих выбросов в атмосферу, воды или эрозии почвы, применение экологических строительных материалов, минимальное удаление зеленых насаждений и исключение возможности использования территорий с плодородным слоем почвы под парковочные места и тому подобное. Такой более основательный подход при выборе победителя следует применять и при закупках продукции широкого потребления, когда качество материала и сроки его годности прямо влияют на экологию, жизненный цикл товара и определяет частоту необходимости повторения таких закупок.

Что такое жизненный цикл продукции и в чем его суть?! Целесообразным примером здесь станет использование энергосберегающих ламп в лучших традициях гения Теслывместо привычных ламп накаливания господина Эдисона. Когда светодиодные лампы имеют более высокие показатели освещения и более длительные сроки службы по относительно высокой стоимости, но с экономным энергопотреблением, в отличие от более дешевых электрических лампочек, которые более привычные и имеют более короткие и более энергоемкие сроки службы. Итак, жизненный цикл любой продукции – это сроки и стоимость дальнейшего использования в разрезе цены, экономичности, рациональности и экологичности.

Для экономии средств в длительных сроках, государственные органы разработать схему использования такого неценового критерия. Методика определения стоимости жизненного цикла была опубликована Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Для автоматизации применения критерия, команда ГП «Прозорро» разрабатывает функционал учета этого жизненного цикла именно во время проведения закупки. Для большего удобства и эффективности, инструмент планируют запустить к концу 2020 года.

При таких условиях, государственный поставщик сможет более эффективно планировать затратные мероприятия в длительной перспективе, принимая во внимание экономичность продукции и сроки ее годности. Во время объявления о проведении закупки, заказчик будет указывать об использовании такого критерия оценки, как жизненный цикл. Выбирая единицу жизненного цикла, необходимо будет отметить от одного до пяти пунктов, формировать конечную стоимость продукции:

– расходы на приобретение, то есть стоимость продукции для заказчика

– затраты, которые являются сопроводительными(электроэнергия, например);

– расходы на гарантийное обслуживание или уход;

– расходы на экологическую утилизацию;

– дополнительные экологические сборы, направленные на защиту и улучшение окружающей природной среды.

Особое внимание заказчика должно быть уделено подтверждающим документам, определяющим размер того или иного пункта из вышеупомянутых.

Со своей стороны, участник торгов при формировании своего предложения, кроме базовой стоимости, должен так же в соответствии с каждым пунктом провести расчет и добавить подтверждающие документы. ЕСЗ прокалькулирует все указанные параметры и зафиксирует конечную сумму как часть квалификации. Этот критерий будет учитываться во время каждого раунда торгов, и продвигать лучшее предложение последним принимать решение относительно ценового падения. К коррекции будет доступна только базовая стоимость самого товара, другие пункты будут оставаться неизменными до конца торгов. После завершения торгов, система автоматически будет ранжировать предложения и первым к рассмотрению появится экономичное.

Благодаря такому конструктивному подходу, государство будет показывать долгосрочную экономию средств.

Якщо Ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: